«Трудное счастье Игоря Селиванова»

3 мая Курскому театру юного зрителя «Ровесник» исполнилось 50 лет, а 8 мая его бессменному руководителю, заслуженному деятелю искусств РФ Игорю Селиванову – 75. Срок весьма немалый и для театра, и для человека, его основавшего. Если перечислять заслуги и награды Селиванова — места не хватит. Назовем лишь немногие: лауреат Всемирного театрального фестиваля «АИТА» в Болгарии, лауреат губернаторской премии им. народного артиста А.П.Буренко, почетный работник культуры и искусства Курской области…

– Мы сегодня встретились в канун великого праздника – праздника тяжелой, но такой необходимой Победы. Трудно представить себе, чтобы ждало человечество, если бы не мы и все те, кто нам в этом помогал, не обуздали эту страшную политическую болезнь – «раковую опухоль» под названием «фашизм».

Может, и не стоило об этом вспоминать, а с легкостью поговорить о том, как нам удалось стать долгожителями, завоевать любовь не только в своем городе, но и далеко за его пределами. Но мне кажется, что сегодня никто не имеет право проходить мимо того основного зла, которое не дает спокойно жить всему человечеству.

Нам казалось, что с ним покончено. Но оно, как поганые грибы при плохом дожде, вновь набирает силу. И мне кажется, что сегодня не только политики, но и деятели искусства и культуры, образования, спорта, – все должны быть начеку и бороться вверенным им оружием против этой «гидры». Есть еще один очень важный враг – он называется страх. И поэтому мы обязаны его преодолеть, вспомнив, как наши деды, отцы, матери ковали эту Победу, которую сегодня отмечает весь мир.

Я сам застал это время – войну. Оставив свой город, дом, мы вынуждены были бросаться в эшелоны, которые то и дело бомбили, а матери прикрывали нас от смертоносного огня. А мы не столько боялись смерти, так как не все еще понимали, сколько страшно хотели есть. Голод – это еще один тот ужасный враг, который является спутником войны. В целом это страшное слово – эвакуация.

И вот, проехав полстраны, я оказался в городе Саратове, недалеко – город Сталинград, который прославит себя как город-герой. Казалось, стране так трудно, так тяжело во всех отношениях, но в Саратове работали все четыре театра. Замечательный кукольный театр, театр юного зрителя, кстати, один из лучших в стране, и совершенно волшебный театр – оперы и балета, и, конечно, нельзя не вспомнить театр драмы им. К. Маркса.

Там и начались мои «университеты». Отец – заведующий производством военного завода, дома почти не бывал. Мать – учитель русского языка и литературы – с тремя детьми. Но как она нам прививала любовь! Любовь к книгам, любовь к театру. Я очень многим ей обязан.

Как много после войны в Москве оказалось саратовских артистов! Их имена и сегодня украшают сцены многих театров. И я пошел по их стопам. Поступил в Саратовское театральное училище, которое закончили очень многие великие мастера этого замечательного искусства, ну, например Борис Андреев…

– Первый же спектакль по пьесе Розова «В дороге», поставленный вами в Курске, стал событием в культурной жизни города и открыл театру двери в светлое будущее. В 1966 году ТЮЗу выделили помещение, и уже с 1967 года театр начал свой самостоятельный творческий путь…

– Я после защиты диплома с десятью рублями в кармане волею судеб оказался в городе Курске. С этого и началась моя театральная работа. Хотя, если сказать честно, она началась гораздо раньше. У меня уже в Саратове был свой театр, народный театр, в который я вкладывал свою душу. Впервые искусство и творчество кормило меня как профессионала.

Приехав в Курск, я тоже поглядывал по сторонам и думал о театре, который мог бы приносить счастье и радость не только мне, но и тем, кто в нем играет, и, конечно, тем, кто является его зрителем.

Хорошие авторы, драматурги учат и думать, и чувствовать, и побеждать. Театр, который назвал себя «Ровесником», стал лауреатом Всероссийского и Всесоюзного фестивалей. Играли по выходным дням в драматическом театре им. А.С. Пушкина. Вы спросите: на какие средства? На те, которые зарабатывали сами, своей игрой и верой в нас нашего любимого зрителя.

В театре стали появляться лидеры нашего творческого движения. Им хотелось идти дальше и смотреть выше. Но кто-то должен был занимать их творческие места. Да, это сложный и тяжелый процесс. Через студию прошли более трех тысяч человек. Театр поставил более ста двадцати и сыграл свыше пяти тысяч спектаклей, которые посмотрели более полумиллиона человек.

– Есть одна очень важная сторона деятельности театра-студии – воспитание будущих актеров…

– Не только актеров, но и режиссеров, и просто молодежи, желающих получить от театра нравственное, духовное и творческое развитие. Все это им пригодилось в их будущих профессиях. Стали ли они ректорами, директорами, педагогами, врачами… Эти люди проходят особый учебно-воспитательный процесс, с одновременно идущим серьезным качественным отбором.

Одни заканчивают высшие театральные и другие учебные заведения культуры, другие, оставаясь в родном городе и обретая определенную профессию, не забывают о своей второй профессии – актера. Они просто очень любят театр и, оставаясь в своем «Ровеснике», поднимают его творческий уровень.

Труппы как таковой ТЮЗ не имеет – в штатном расписании нет ни одного актера. Ошибка? Нет, скорее это – позиция, которая мешает работе театра и ждет своего организационного решения. Все актеры театра работают по договору – в свободное от основной работы время.

Многие воспитанники ТЮЗа стали профессиональными актерами, решив связать навсегда свою жизнь с театром, среди моих учеников – профессор школы-студии МХТ Виктор Мархасев, народный артист России Николай Горохов, народный артист, лауреат Государственной премии Владимир Уваров – директор Русского драматического театра Северной Осетии и много других.

– Ваш коллектив известен далеко за пределами Курска…

– Да, наш театр стал привлекать к себе зарубежные театры, устраивать их гастроли в России, тем самым завоевывая творческий авторитет не только в нашей стране.

«Ровесник» пригласил к себе на гастроли коллектив из Карлсруэ (Германия) под любопытным названием «Песчинка», французский театр, театр из Виттена (Германия), творческую группу из Шпайера (Германия), польский театр. Была организована очень интересная программа с приездом венгерского университета в город Курск.

Понадобились люди, которые могли легко и свободно общаться и тем самым помогать студентам из Венгрии осваивать русский язык. В этот проект вошла совместная постановка Шекспира «Ромео и Джульетта». Представьте себе: одни – Монтеки, другие – Капулетти. Сколько творческих разговоров, споров и счастливых часов общения!

Мы тоже ездили на гастроли за рубеж. «Ровесник» заявил о себе на Украине, в ФРГ, Польше, получено большое количество грамот и наград.

А ведь это все труд. Кто-то думает: ерунда это – вышел на сцену, делай жесты руками, говори выученный текст – и все. А все не так на самом деле.

Как трудно увидеть труд поэта за обманчивой легкостью стихотворной строки, так и, наблюдая за бурной жизнью в спектаклях, невозможно догадаться, какой ценой это достается. Все это труд, труд и еще раз труд. Но потом, естественно, – счастье.

Дмитрий ПИСАРЕВ
(«Курская правда», № 58, Культура 14 мая 2015)

Добавить комментарий