25 апреля 2008
© kurskcity.ru
— Игорь Владимирович, сегодня культурную жизнь нашего региона невозможно представить без ТЮЗа. А с чего все начиналось?
— Курский ТЮЗ родился в достаточно сложное время — 43 года тому назад. Возник он благодаря талантливым людям, которые действительно хотели сказать свое слово в театральном мире. История театра юного зрителя началась 43-й школе. Я приехал из Саратова, где уже достаточно самостоятельно работал — у меня там был свой театр. Поэтому мне стало интересно продолжить свою работу в Курске. Как такового театра в 43-й школе еще не было, однако появилась студия «Ровесник». Мы начали серьезно готовить людей.
— Первый спектакль, который вы тогда поставили?
— Спектакль по пьесе Виктора Розова «В дороге». Вот с тех пор мы, наверное, так и находимся в пути.
— Во время своих спектаклей Вы всегда присутствуете в зале. Насколько для Вас важна реакция зрителей?
— Я не просто сижу и смотрю, у нас существует целая система оценки работы актеров, ведь за сыгранные спектакли они получают деньги. Начнем с того, что если актер опоздал, на него налагается штраф. Далее. Я должен следить за тем, что говорят на сцене. Актер начинает делать что-то по своему – замечание. У нас предусмотрена следующая система: сыграл «слабо», «неплохо», «хорошо» и «очень хорошо». За каждую из этих оценок актер получает определенные деньги. Вот я, как эксперт, должен вынести свое резюме, при этом у меня обязательно должны быть аргументы, ведь человек может и не согласиться с моим мнением. А что касается реакции зрителей, то, да, для меня она очень важна. Однако отмечу, что я никогда не пытался угождать. Если бы я всю жизнь этим занимался, то, наверно, тоже, как это сейчас модно, открывал какие-нибудь танцы с утра до вечера.
— Сложно ли стать актером ТЮЗа?
— Стать актером не так просто. Для этого надо, во-первых, закончить студию, во-вторых, нужно обязательно сыграть как минимум три профессиональные работы на сцене. Если же у вас, к примеру, имеются лишь две работы, то можете стать кандидатом в актеры.
— Сколько же в общей сложности спектаклей сыграл ТЮЗ за 43 года?
— Три с половиной тысячи. В год мы играем сто спектаклей. Кроме этого, ежегодно проводим как минимум четыре творческих огонька.
— Случается ли так, что актер в чем-то не соглашается с Вами как с режиссером и хочет сыграть роль по-своему? Как Вы относитесь к такого рода инициативе?
— Сразу скажу, что прежде чем приступить к репетиции, обычно читается пьеса, потом уже идет разговор об общей концепции, где, по сути дела, трактуется вся история. Предположим, я вижу, актер не хочет следовать замыслу, тогда я начинаю с ним беседовать, но старюсь насилием не действовать, привожу необходимые убеждения.
— Актеры – особая гордость курского театра юного зрителя?
— Не знаю, гордились бы вы или нет, но в нашем театре родилось пять народных артистов, 13 заслуженных. Как вы считаете, это повод для гордости? А еще есть как минимум сотня актеров, за которых не стыдно. А знаете ли вы, какой театр первым выехал на Дикий Запад? Курский ТЮЗ, который стал тогда лауреатом Всемирного фестиваля. А кто 12 раз играл в ФРГ, проехал по 12 городам Польши? Это мы. А какой театр выступал на расширенной лаборатории Министерства культуры СССР как эталон? Или же, к примеру, кто играл на коллегии Министерства культуры России? Наш ТЮЗ.
— Кого из современных актеров театра Вы с удовольствием пригласили бы принять участие в своей постановке, если бы предоставилась такая возможность?
— Таких очень много… Знаете, в истории театра очень много замечательных людей, и, как мне кажется, огромный след оставили Иннокентий Смоктуновский, Юрий Яковлев, Евгений Евстигнеев, Олег Табаков… Нельзя не сказать и о Константине Райкине. Есть много хороших актеров, с которыми можно было бы поработать. В моем спектакле когда-то здесь, в ТЮЗе, играли Анастасия Вертинская, Петр Щербаков.
— Уровень культуры в современном обществе, к сожалению, оставляет желать лучшего. Как Вы думаете, что вообще происходит с современным поколением и каким должен быть театр в этом обществе?
— Мне кажется, все дело в воспитании. Почему-то мы всегда думаем, достаточно лишь получить высшее образование — и ты уже интеллигентный человек. На самом деле это не так… Интеллигентность – это внутреннее ощущение, это когда есть Бог в душе. И потом, очень многое зависит от родителей. Я, например, безумно благодарен своим родителям. Моя мать была прекрасным учителем русского языка и литературы. Она очень любила театр, и меня приобщала к нему буквально с пеленок. Когда я смотрел «Лебединое озеро» и думал, Боже, какая красивая музыка, мне кажется, в это время мать поглядывала на меня — блестят ли у меня глаза. Отец мой пел и играл на всех музыкальных инструментах. Так что от родителей, конечно, очень многое зависит. Я интересовался всем: и в футбол играл профессионально, и в волейбол, и в настольный теннис (сейчас, кстати, продолжаю играть). Очень важно, кто они – твои родители — и какую программу, как компьютер, ты заполучил от своих дедов и прадедов. Вторым по значимости человеком всегда был учитель, но я считаю, что сегодня он не просто недооценен, а унижен и растоптан. А что касается театра и современного общества, то я скажу так: театр должен быть прежде всего умным собеседником, который откладывает еще и эмоциональный след.
— Игорь Владимирович, как у вас обстоит дело с гастролями?
— С этим трудно, потому что средств на существование все-таки гораздо меньше, чем это необходимо. Но вот в прошлом году мы сделали обменные гастроли на Украину. Мы туда возили четыре спектакля, и здесь принимали актеров из Украины с четырьмя спектаклями. Гастроли прошли очень хорошо.
— Скажите, если бы Вы вдруг не стали режиссером, то кем?
Может быть, писателем — я много писал… По молодости думал, что стану зоотехником — люблю животных, у меня есть собака, она даже в моих спектаклях задействована.
Елена Трынкина