Деус экс чемодан Газета («Городские Известия» № 4017 от 01 июня 2017)

Прочтя заголовок, знатоки насторожатся: правильно было бы говорить «Деус экс махина», – «бог из машины»! Так служители Мельпомены именуют развязку пьесы с участием высшей силы.

Спектакль «У ковчега в 8», новая постановка ТЮЗа «Ровесник», и вправду то и дело обращает мысли героев к Богу. Пусть не так канонично, как в воскресной школе, и действующие лица – птички да бабочки, а из пресловутого чемодана вещает не Тот, Кто взывал к пророку из неопалимой купины, но забавная сказка Ульриха Хуба в прочтении Игоря Селиванова-младшего может указать путь к Всевышнему доходчивее иной проповеди.

…Долгожданное зрелище для автора этих строк началось еще до третьего звонка, утром, когда по площади Перекальского шел в театр актер Александр Сидоров. Вид у известного творца комических образов (от которых до образов космических, как известно, не столь уж долгий путь) был сосредоточенным, словно ему предстояло отправиться на полюс. Так оно и было: действие завязывается в условной Антарктиде.
Не устаешь удивляться, каким чудом крохотная, словно парилка, сцена ТЮЗа оборачивается то богатым особняком, то бедняцкой фермой, то камерой зоны–«малолетки», то спортзалом… И всегда события разворачиваются буквально под носом у публики, и любая фальшь била бы наотмашь. Но более чем полувековая школа под началом Игоря Селиванова-старшего, хранителя премудростей легендарного Щукинского училища, творит чудо совместно с исполнителями от мала до велика. Нужно стать пингвином? Нет проблем! То есть проблемы есть, и преодолевать их во время репетиции в лепке образа – поистине мука для обеих сторон. Однако зрители видят лишь надводную часть огромного айсберга – актеры как рыбы в воде. И хотя трое друзей на подмостках и впрямь под стать обитателям Антарктики – носят нечто похожее на фраки с фалдами и манишками, задачей драматурга и режиссера было отнюдь не описание птичьих нравов. Конечно, речь о людях и ситуациях, неизбежных что в Германии, что в России, да в любом уголке света и во все времена, начиная с допотопных. Кстати, именно о потопе речь и идет. И является настоящий богоборец. Да-да, почти как Каин и Манфред. Только зовется он Третьим пингвином…
Да, этот скандалист явно не для доски почета. Так что ж, убить его за моральные недостатки? Нет, убивать нельзя, никого, даже бабочку, хотя именно на нее злополучный Третий случайно опустил свою… фалду. Первый и Второй толкают приятеля на путь праведный, но уж очень неделикатно, не зря тот восклицает: «Не нужны мне друзья, которые меня запугивают».  Мудрый Хуб, чье творение было признано лучшей детской пьесой на его родине в 2006 году, напоминает: порой «праведник» может оказаться ханжой и чуть ли не предателем, а «злодей» способен на самопожертвование, пусть в масштабах зонтика, раскрытого навстречу начавшемуся потопу…
На заставке сайта «Ровесника» трое артистов стоят рядом: Александр Сидоров, Наталья Тубольцева, Александр Тюленев. Задача перед ними, несмотря на гриф «6+», стояла недетская: подняться от клоунады до нешуточной ситуации, когда или каждому погибнуть, или вместе спастись… Поразительно, но ни один не «играет» в неодобрительном смысле этого слова, и как тут не поверить и в говорящих пингвинов, и даже в потоп с ковчегом. Особенных похвал заслуживает быстро  растущий  Тюленев: прежде его дарование было заметно даже из-за барной стойки в володинских «Любимых…», а теперь он, вопреки пингвиньей натуре своего персонажа, просто-таки воспарил в главной роли.
Второй раз за год поражает Наталья Ширяева-Острикова. Представ в тех же «Любимых» беспомощной пациенткой психиатрической больницы, здесь она, вопреки принадлежности к роду голубей, буквально выковывает нерукотворный памятник незаменимым сотрудникам, которые, к счастью для коллектива, встречаются на каждой работе, отвечая буквально за все и взамен не получая даже спасибо. Кстати, самой актрисе присудили недавно учрежденный театральный приз «Спасибо», как и Александру Сидорову.
А настоящий «деус экс махина» озвучен самим постановщиком. И хотя по годам Селиванову-младшему до патриарха далеко, каждая из его постановок отличается не только молодым задором, но и зрелой умудренностью. Вот «Американка»: не тому ли учат злоключения Елены-Таты, что «ад» и «рай» – понятия не географические, как это доныне кажется отечественным искателям всяких америк?.. А вырвавшаяся из хрестоматийного кокона пьеса «С любимыми не расставайтесь» поведала, что не в руках измученной (наподобие Голубки в «Ковчеге») сотрудницы загса хранится ключ от семейного счастья, и подбирать его нужно нам самим – «всякой твари по паре»…
Напоследок – еще одно личное наблюдение: соседка справа – юная школьница в переизбытке чувств то и дело делилась восторженными впечатлениями с первым же подвернувшимся собеседником. Такое душевное единение совершенно незнакомых людей последний раз переживал в 2007 году, после гола нашего «Авангарда» в ворота «Шинника». Используя футбольную терминологию, можно утверждать, что Игорю Игоревичу (чей послужной список отмечен работой в культовом питерском «Зените») еще не раз суждено забить «гол» успешной премьеры в «ворота» театральных хроник.

Автор: Павел РЫЖКОВ

Оригинал: http://www.gikursk.ru/paper/4017/16624/

Добавить комментарий