«У нас Коляда поставлен не по-колядовски»

Курский театр юного зрителя «Ровесник» вернулся с Международного театрального фестиваля современной драматургии «Коляда-Plays». Для курян подобная поездка стала первой за долгие годы. Спектакль по пьесе Николая Коляды «Американка» (постановка главного режиссера ТЮЗа Игоря Селиванова-младшего) остался без диплома лауреата, однако получил положительные отзывы от театралов.

Каждый год на фестиваль отбирают лучшие постановки по пьесам уральских авторов. Организатор и идейный вдохновитель сего действия – режиссер, драматург Николай Коляда. «Коляда-Plays» прошел в 10 раз, в программу вошли 30 спектаклей, их представили театры 22 городов.

Курскую «Американку» в постановке Игоря Селиванова-младшего тоже пригласили на фестиваль. В Екатеринбурге актрисе театра юного зрителя «Ровесник» Елене Поповой предстояло прочесть монолог сильной женщины Елены Андреевны. Стоит сказать, что в Курске «Американку» играют  два состава: и Елена Попова, и Заслуженная артистка России Татьяна Левчук блестяще справляются с ролью, обе налегке рассказывает будто бы не колядовскую, а свою историю жизни.

«Лена безусловно очень беспокоилась до спектакля в Екатеринбурге, — говорит Селиванов-младший. — Она раньше меня приехала на «Коляда-Plays», посещала фестивальные спектакли и видела, как местный зритель и критики реагируют на постановки. И те, и другие не церемонились в выражениях, в отдельных случаях в открытую выражали недовольство. Я успокоил Лену сказав, что по-настоящему она увидит зрителя только, когда окажется на сцене. Что до критиков: ну работа у них такая быть недовольными. Редко получается угодить всем: актерам-коллегам, зрителю и критикам».

По словам Игоря Селиванова, спектакль прошел хорошо, «в нетипичной, как я догадываюсь, для фестиваля Коляды тишине». «Да и не удивительно, ведь у нас Коляда поставлен не по-колядовски, — продолжает наш собеседник. В конце Лену ждали аплодисменты и даже вызвали на бис. Подходили зрители благодарили за спектакль. Очень хорошо отозвались о спектакле актеры из Варшавского театра «Teatr Druga Strefa».

В отличие от других спектаклей обсуждение критиками было не на следующий день, а сразу после спектакля. Там нас тоже ждал приятный сюрприз. Критики отозвались о курской «Американке» очень хорошо».

Лилия Немченко, театральный критик, доцент Уральского федерального университета:
Многие тексты Николая Владимировича указывают на то, как быстро меняется повседневность в ее бытовых реалиях, меняется язык и наши реакции, но с «Американкой» этого не произошло. И здесь заслуга не только драматурга, но и автора спектакля Игоря Селиванова, актрисы Елены Поповой. Сыграть-прожить моноспектакль – отважная работа, с ней Елена прекрасно справилась. Помогли ей лаконичная сценография (стеклянная стена, за которой мы вначале видим только контуры героини, и этот «кабинет» позволит ей удалиться в финале, таким образом, будет задана трехчастная музыкальная форма), неслучайная музыка, отсылающая нас к оперной условности и интонационно воспроизводящей тему одиночества. Конечно, все эти средства не сработали бы, если бы не мастерство актрисы, которая преодолевает не только стеклянную, но и эмоциональную преграду между собой и зрителем. Ее частная жизнь становится не просто исповедью одиночества, это не крик о помощи, это стоическая констатация редких собственных удач и частых неудач. Именно в этой никого не обвиняющей интонации – главное открытие спектакля».

Юлия Серебрякова, журналист:
«Для меня моноспектакль – это всегда особенный и немного опасной жанр. Шла на «Американку» и боялась за все сразу: за пьесу, артиста, зрителей, себя. Текст «Американки» мне был давно знаком и то, что курский ТЮЗ взялся за этот материал сегодня – еще больше подначивало.
Несмотря на формат, у Елены Поповой и режиссера Игоря Селиванова получилось развернуть очень масштабное действие. Не меньше десятка рассказанных историй и размышлений из жизни героини, каждая со своими интонациями, одна другой трагичнее, на каждую свой музыкальный ряд, свой кусочек сцены и бесконечные платья-парики. Каждую минуту во всем этом читалось что-то про больное одиночество, про больную последнюю любовь и больную жизнь далеко от родины. Якобы счастливую. Спектакль погружал в себя, иногда казался очень тягучим, но вовремя накалился до крайней степени отчаяния Американки. Вот тогда сорвались все оставшиеся преграды, и будто сократилось расстояние между залом и актрисой. И даже если вся эта история странной любви не «попала» в каждого, то, абсолютно точно, показала очень живую и яркую женскую драму. Елена Попова говорила о том, что эмигрантская тема здесь – только фон, но именно он помог создать ту нужную атмосферу и очень органично вписать в себя одну надломленную жизнь. И хочется, чтобы курский ТЮЗ продолжал работать с современной драматургией и кричать живым языком про подобное настоящее».

Валентина Сизоненко, актриса «Коляда-театра»:
«Я была куратором курского ТЮЗа во время фестиваля. С Еленой Поповой мы познакомились раньше, чем за неделю до спектакля и за это время сильно подружились. Перед спектаклем я волновалась не меньше ее самой. Но это вовсе не значит, что я отношусь необъективно к «Американке», скорее наоборот.
Мне кажется, что ставить пьесы Коляды очень-очень трудно, чаще всего их ставят по первому плану и получаются такие бытовые зарисовки. А пьесы Николая Владимировича очень глубокие, они, можно сказать, космические! Другая очевидная трудность заключается в том, чтобы играть моноспектакль и держать публику в напряжении полтора часа. Елена Попова и Игорь Селиванов с легкостью эти проблему решают, представляя нам очень живую, трепетную историю. История эта не об эмиграции, конечно, жизнь в чужой стране является здесь как бы катализатором звенящего одиночества, дополнительным фактором внутренней «инакости». «Почему это я должна плакать? Я не буду плакать!», – рефреном повторяет героиня эти слова, и действительно: слезы стоят в ее глазах, но она не плачет, она держится. От этого проникаешься еще большей симпатией и сочувствием .
Каждое событие своей жизни Елена Андреевна как будто переживает вновь и вновь, что создает атмосферу какого-то мучительного кошмара, кошмара жизни без любви (… «нельзя любить старость, старые кости… А нет любви, мой дорогой, значит – конец и жизни»). Одиночество в этой пьесе возведено на такой вселенский уровень, и так личностно, честно переживается актрисой, что не может оставить равнодушным. Но и здесь, в комнате русской американки, такой несчастной и беззащитной, живет лучик надежды. Потому что у Коляды всегда «Кармен жива!» и «Думайте о радости, только она остается…». Потому что жизнь прекрасна. И любовь прекрасна. А если уж совсем прижмет, то можно пойти в «погребок черепахи Тортиллы» и орать там частушки до слез.
Мы смотрим на сцену и понимаем, что эту маленькую хрупкую женщину, эту русскую Бланш Дюбуа, казалось бы мечущуюся в полубреду между жизнью и смертью, на самом деле ничего не сломит. Она не плачет, но мы в зале плачем за нее, какими-то очень горькими и счастливыми слезами».

Лауреаты X Международного театрального фестиваля современной драматургии «Коляда-Plays»:

ГРАН-ПРИ ФЕСТИВАЛЯ
НИЖНЕТАГИЛЬСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМ. Д. МАМИНА-СИБИРЯКА
за спектакль по пьесе Олега Богаева (по мотивам произведений Д. Мамина-Сибиряка)
«ДИКОЕ СЧАСТЬЕ»

ЛУЧШАЯ РЕЖИССЕРСКАЯ РАБОТА
МАРИНА БРУСНИКИНА
за спектакль по пьесам Таи Сапуриной, Ирины Васьковской, Юлии Тупикиной
«КОТ СТЫДА» Российского академического молодёжного театра (г. Москва)

ЛУЧШАЯ ЖЕНСКАЯ РОЛЬ
ВИКТОРИЯ ПАРФЕНЬЕВА
за роль в спектаклепо пьесе Екатерины Васильевой
«ОДНАЖДЫ МЫ ВСЕ БУДЕМ СЧАСТЛИВЫ…» Вологодского театра для детей и молодёжи

ЛУЧШАЯ МУЖСКАЯ РОЛЬ
РУСЛАН ХАЙСАРОВ
за роль Альберта в спектакле по пьесе Ярославы Пулинович
«ЖАННА. ДАЛЬШЕ БУДЕТ НОВЫЙ ДЕНЬ»
Башкирского государственного академического театра драмы имени Мажита Гафури (г. Уфа)

ЛУЧШИЙ АКТЕРСКИЙ АНСАМБЛЬ
МАРИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР ДРАМЫ ИМ. М. ШКЕТАНА (Г. ЙОШКАР-ОЛА)
за спектакль по пьесе Николая Коляды «БАБА ШАНЕЛЬ»

ЛУЧШИЙ АКТЕРСКИЙ АНСАМБЛЬ
МОЛОДЕЖНЫЙ ТЕАТР «АНГАЖЕМЕНТ» ИМ. В. С. ЗАГОРУЙКО (Г. ТЮМЕНЬ)
за спектакль по пьесе Валерия Шергина (по одноименному роману Виктора Строгальщикова) «КРАЙ»

ПРИЗ «ЗА ВЫСОКУЮ КУЛЬТУРУ СЦЕНИЧЕСКОГО ВОПЛОЩЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ДРАМАТУРГИИ»
САРАТОВСКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ЮНОГО ЗРИТЕЛЯ ИМ. Ю. П. КИСЕЛЕВА
за спектакли «КАК ЗОЯ ГУСЕЙ КОРМИЛА» по пьесе Светланы Баженовой,
«БАНКА САХАРА» по пьесе Таи Сапуриной «БАНКА САХАРА» по пьесе Таи Сапуриной

ПРИЗ «НАДЕЖДА»
ТАМАРА АДАМОВА
за роль в спектакле по пьесе Валерия Шергина «БЕЖАТЬ»
Проект «The Театр», г. Уфа

Подготовил материал журналист Александр Демченко

Добавить комментарий