Театр начинается с хорошего артиста

В Курском ТЮЗе «Ровесник» нынче юбилейный сезон. Полвека его бессменным

директором, художественным руководителем, главным режиссером, артистом является

заслуженный деятель искусств России Игорь Владимирович Селиванов. Наш корреспондент

встретилась с ним. Заглянули в прошлое, много говорили о будущем. А, в общем,

покуролесили во времени…

-Игорь Владимирович, 50 лет назад вы совершили поступок достойный не только уважения, но и восхищения.

В 1965 году ко мне пришли ученики школы. Они захотели иметь свой современный хороший

театр и уговорили меня. Театры рождались и будут рождаться, прежде всего, своими

студиями. Школа – самый главный фактор, начало творческой деятельности. Первый наш

спектакль с ребятами был по пьесе советского классика Виктора Розова «В дороге», в

котором было занято 63 исполнителя. Огромный успех постановки, видимо, и родил саму

идею создать в городе театр юного зрителя. Вот так и начал свою жизнь наш «Ровесник».

Помогли обстоятельства — спектакль стал лауреатом Всесоюзного театрального фестиваля.

— За эти годы в ТЮЗе сложилась своя система рождения артистов и весьма успешная. Результаты не заставили себя ждать. Семь народных артистов, тринадцать заслуженных, пятнадцать режиссеров и много работников театра по различным специальностям. Ваши воспитанники работают в кино, на телевидении, радио, в шоу-бизнесе.

А еще полторы сотни человек работают в разных уголках мира и мне за них не бывает

стыдно. Как и все 50 лет на нашу сцену выходили и выходят актеры, которыми мы по

настоящему гордимся. Это поднимает над суетой и придает силы.

-А что изменилось сегодня?

С изменением политических приоритетов, изменилась система жизни людей и самого

человека во всех отношениях. Стало меньше свободного времени, а то и вовсе его нет…

Театр чувствует это и тоже перебаливает, попадая в трудные условия своего существования.

Такие изменения не могут не сказаться на усложнении всего творческого процесса. Вы

спрашиваете, кто наши актеры? У нас в штатном расписании не ни одного актера. Есть

творческие люди, которые благодаря нескончаемой любви к театру не могут без него жить.

Они и являются творческой основой, от которой зависит уровень самого театра.

Время было сложное — достаточно консервативное. Многие и очень хорошие драматурги

были не в чести – подзапретом. Не советовали ставить В.Розова, А.Арбузов, В.Тендрякова,

А.Володина и А.Вампилова и др. Но как ни странно нашему театру очень повезло — все

эти авторы входили в состав нашего репертуара. Театру удалось отметить трогательный

юбилей, связанный с гибелью замечательного молодого драматурга Александра

Вампилова двумя пьесами «Прощание в июне» и «Провинциальные анекдоты». Учась

в Москве, у меня появились более широкие возможности общения в театральной

среде, что и помогло пригласить на гастроли в курский ТЮЗ замечательных актеров

московского «Современника» — народных артистов РСФСР Анастасию Вертинскую и

Петра Щербакова . Вместе мы сыграли шесть спектаклей «Провинциальные анекдоты»

курского ТЮЗа «Ровесник». Это вызвало в городе огромный интерес и желание продлить эти

гастроли. Каждый из них высказался со сцены и дал высокую оценку нашему спектаклю.

Так завязалась дружба между нами и популярными артистами. К.С.Станиславский говорил,

что театр начинается с вешалки, а мне думается он ею заканчивается. На самом деле театр

начинается с хорошего драматурга и талантливых

-Как выживаете в современных условиях?

Не смотря на большие трудности, нам в год культуры были выделены дополнительные

средства на улучшение материально-технической базы. Средства выделяемые сегодня,

конечно, недостаточны. Не случайно театр считается одним из самых трудных производств.

Двенадцать разных цехов должны быть обеспечены специалистами, материалами и

оборудованием. Но в штатном расписании и в финансировании это учтено не в полном

объеме. Работа театра чаще всего опирается на энтузиазм преданных делу людей. ТЮЗ

должен жить! Наш театр был и остается репертуарным. Как минимум 10-12 наименований

в год. Какие проблемы испытывает театр, никого в серьез не интересует. Третий звонок

и спектакль должен начаться. В месяц играем 8-10 спектаклей. В прошедшие новогодние

каникулы 45 раз отыграли музыкальный новогодний спектакль «Подарок для Снегурочки».

Скажите, откуда взять актеров, чтобы они в день играли по несколько спектаклей, в то

время как они заняты учебой, другой работой? Это очень сложный момент для составления

расписания, чтобы никто не уехал в эти дни на отдых или куда-нибудь лечиться, в свадебное

— Мы беседуем, а на нас, улыбаясь, смотрит с портрета мальчишка. Глядя на неготогда, разве можно было предположить, что это будущий крупнейший театральный деятель, профессор школы-студии МХТ — Виктор Мархасев. Или Николай Горохов.

Он из многодетной семьи, мама воспитывала одна троих детей. А сегодня он народный

артист России, художественный руководитель владимирского государственного

академического театра, помощник Губернатора, заместитель председателя Союза

театральных деятелей России. Его жена и преданный помощник – заслуженная артистка

России, режиссер, педагог — Надежда Дудина актриса нашего театра. Они открыли свой

молодежный театр во Владимире подобный нашему ТЮЗу. Леонид Громов- актер театра

«Ленком», лауреат премии «Лучший актер года» среди молодежи.

— Они Ваши ученики и всегда с Вами. Главный здесь Вы. Имеете высшее театральное образование, прошли пять творческих лабораторий при Минкультуры и Союзе театральных деятелей. Учились у Л.Е.Хейфица, А.В.Эфроса, З.Я.Карагодского и других маститых режиссеров. Не жаль талантливых от себя отпускать?

У нас очень много ребят поступает учиться. Как минимум каждый год человек пять.

А чтобы научить их, у нас уходит не менее 3 лет. Но, как бы я не жалел, когда они уходят,

нельзя этому препятствовать. Трудно быть полу, или четверть педагогом. Если вижу, что

есть актерские способности у молодых, рекомендую закончить хороший вуз, учиться

там, где есть еще великие педагоги и школы. Недоучившиеся актеры никому не нужны.

Либо будешь прозябать на «кушать подано», либо совсем не получишь достойных ролей.

Только режиссерами в последствии стали 15 человек, а актерами – собьешься считать.

Володя Фридман и Людмила Агаркова в Израиле, на Бродвее вместе с Еленой Соловей

играет Снежана Цыпелева. В курском драматическом театре – Наташа Комардина, начинала

в ТЮЗе, народный артист Валерий Егоров, прекрасная артистка Марина Заланская. В

Северной Осетии – народный артист, лауреат Государственной премии Володя Уваров –

директор русского драматического театра, Влада Филиппова- артистка в Самаре, Светлана

Поваляева – в Воронеже, заслуженный артист России Антон Олейников в Санк-Петербурге,

Роман Ерыгин в Казани, Леонид Громов, Сергей Сотников, Юлия Галкина , Татьяна

Кузнецова в Москве и много, очень много других.

-Но не зарастает же тропа в студию ТЮЗа?

Надо, чтобы к нам не только пришли новички, но и поверили в тебя, заинтересовались.

А главное, чтобы у них нашлось время стать другими. Театр очень развивает людей, дает

большую широту взгляда, серьезно повышает культуру. Человек начинает самостоятельно

думать, много анализировать, читать. А когда входит в работу, то тут уж скорпулезно «от

семечка к семечку», все осмысливает, думает и действует с душой. К сожалению, есть и

другие педагоги, но лучше б их не было.

-Иногда актера учат: играй как я, но не играй лучше меня.

И такая школа не отвергается. А мне, кажется, наоборот – ученики должны играть

лучше своих учителей. И тут, не дай бог, испортить. У нас, как в медицине, как в хорошей

педагогике – не навреди.

— Берете в студию всех желающих?

Далеко не каждый может заниматься актерской деятельностью. Вот почему важна

продуманная многими мастерами четкая система. Чтобы учить, надо иметь хороших

педагогов. Виктор Мархасев, как член приемной комиссии в МХТ с сожалением отмечает,

что в вуз стало меньше приходить талантливых абитуриентов, особенно юношей. А

всякая труппа формирует так: одна девочка к пяти мальчикам. Мы порой думаем, да

пусть «побегают». Иногда талант не сразу просыпается. Когда у нас начинается третий

рабочий тур, то человек оказывается настолько работоспособный, что он даже обгоняет

талантливого. Актерская работоспособность – очень важная вещь. Ребятам всегда говорим:

студия – это борьба со своими недостатками. Кто хочет – тот высоко поднимается. У нас

целая система, она давно оправдала себя. Сначала – кандидат в студийцы, потом – студией и

как итог-зачеты. Участие в сказках – это тоже хорошая школа, практика. Путь от озорства к

правде. Далее студией становится кандидатом в актеры. Обучение у нас, кстати, бесплатное.

Потом становится актером, которые состоят в 3,2,1 категории. И за свою работу начинают

получать деньги. За формальную, слабую творческую работу «наказываются» рублем, а за

очень хорошую – поощряем. Мы не могли бы так долго просуществовать без студии. Она

дает нам «скамейку запасных». Педагоги у нас – альтруисты. Мне когда-то говорили: «Игорь,

что ты волнуешься, придут богатые люди, они тебя завалят деньгами, они будут нуждаться

в культуре и в искусстве. Они же сами не выживут, если не будут тебя поддерживать». Все

слова, слова, слова. Сегодня для того, чтобы до кого-нибудь из них достучаться — целая

проблема. У нас нет попечительского совета. А я не могу просить. Лучше выйду из дома в 6

часов утра и сам, своими руками что-то сделаю для театра.

— От старшеклассников раньше отбоя не было?

Им тоже теперь не просто учиться. ЕГЭ и прочее. Они все занимаются с репетиторами.

Бывает тяжело сверстать репертуар. Но играем. Конечно, выручает основная актерская

группа. Заслуженная артистка России Татьяна Левчук сыграла свой 1200 спектакль. Есть

сыгравшие 800,600,500 спектакли. Конечно, хочу сказать о Викторе Голубцов, Олеге Гелюхе,

Алевтине Федоровой, Игоре Селиванове-младшем, Олеге Воробьеве, Евгении Лемещенко,

Наталье Ширяевой, Наталье Тубольцовой, Юрии Реснянском, Игоре Насаеве и другие

актеры. Держимся на верных театру людях.

— В ТЮЗе давно появилась традиция: каждый год летом собираться у Вас на даче?

Да мы собираемся, разговариваем, вспоминаем прошлое, говорим о настоящем,

прогнозируем будущее.

-Болезнь актерской братии — «опрокинуть по рюмашки». Как у Вас с этим?

Я – человек не пьющий и у нас в театре – «сухой» закон. Нельзя не только принести бутылку

пива, но даже с запахом алкоголя нельзя приходить. С этим строго. Рубим это на корню. У

нас был очень хороший актер, много играл. Пока был в ТЮЗе не пил. «Выскочил» из театра,

попал в профессиональный театр, стал пить, пока его не попросили из театра и как я слышал

– все пошло наперекосяк. Вот как бывает. Сурово!

— В этом сезоне играете «Женитьбу», «Луч во тьме», «Особо влюбленный таксист», «Продавец дождя», Гоголь, Чехов, Некрасов. А какие новинки ждать поклонникам театра?

С новинками всегда трудно. Труппа у нас не постоянная и планировать на нее репертуар

очень сложно. Каждый год одна и та же история. Начинается новый сезон… и ты, как будто

вышел из боя, не знаешь, кто у тебя жив, кто ушел, уехал, пришел. Отсюда и множество

вводов в идущий репертуар. Да, это естественный процесс, но очень сложный. Скажу еще

такую вещь. За полвека у нас уже более 30 человек ушли из жизни. Пятьдесят лет – это не

шутка и не игрушка,

— Спектакли- долгожители, тем не менее, живут…

Много долголетних, потому что они нравятся зрителям. Дольше всех игрался «Эй, ты,

-здравствуй!»Его играли три состава, 263 раза. «Продавец дождя»- 4 состава,130 раз и

до сих пор играем. Мало того, он каким-то особым образом развернулся к сегодняшней

жизни. Нам не так давно говорили: «капитализм, заживем лучше…» Классики капитализма

предупреждали: «Ой, ребята, не торопитесь». Сегодня деньги стали основа-основ. Человек

стал мыслить только этой категорией – жаль. Но без культуры мы не сдвинемся с места, у нас

не будем ни фантазии, ни воображения. А нам надо в стране свою экономику поставить на

более серьезный уровень.

-У Вас очень любят комедии, зрителя по три-четыре раза смотрят спектакли? Есть в вашем репертуаре и такие спектакли, как сказала одна учительница: «Они человека лечат, мы приходим домой другими». А на спектакле «Луч во тьме» зрители плачут. Не вредно ли?

— Конечно, нет! Слезы на спектаклях – всегда лишь отпечатки чувств, их тень, слезы

соучастия. Люди, у которых хорошая эмоциональная память, получают от этого не только

удовольствие и наслаждение, а скажу больше, жизненный урок. Президент Владимир

Владимирович Путин сказал: «Необходимо открывать ТЮЗы, если не хотим потерять нашу

молодежь». Я с ним абсолютно согласен. Театр для ребенка и подростка – это не просто игра,

а работа души и ума. Идет тонкое воспитание души, чувств, эмоций. Сегодня театру

необходима только поддержка, человеческая и финансовая, нравственная и политическая.

Добавить комментарий