В Курском ТЮЗе «Ровесник» нынче юбилейный сезон. Полвека его бессменным
директором, художественным руководителем, главным режиссером, артистом является
заслуженный деятель искусств России Игорь Владимирович Селиванов. Наш корреспондент
встретилась с ним. Заглянули в прошлое, много говорили о будущем. А, в общем,
покуролесили во времени…
-Игорь Владимирович, 50 лет назад вы совершили поступок достойный не только уважения, но и восхищения.
В 1965 году ко мне пришли ученики школы. Они захотели иметь свой современный хороший
театр и уговорили меня. Театры рождались и будут рождаться, прежде всего, своими
студиями. Школа – самый главный фактор, начало творческой деятельности. Первый наш
спектакль с ребятами был по пьесе советского классика Виктора Розова «В дороге», в
котором было занято 63 исполнителя. Огромный успех постановки, видимо, и родил саму
идею создать в городе театр юного зрителя. Вот так и начал свою жизнь наш «Ровесник».
Помогли обстоятельства — спектакль стал лауреатом Всесоюзного театрального фестиваля.
— За эти годы в ТЮЗе сложилась своя система рождения артистов и весьма успешная. Результаты не заставили себя ждать. Семь народных артистов, тринадцать заслуженных, пятнадцать режиссеров и много работников театра по различным специальностям. Ваши воспитанники работают в кино, на телевидении, радио, в шоу-бизнесе.
А еще полторы сотни человек работают в разных уголках мира и мне за них не бывает
стыдно. Как и все 50 лет на нашу сцену выходили и выходят актеры, которыми мы по
настоящему гордимся. Это поднимает над суетой и придает силы.
-А что изменилось сегодня?
С изменением политических приоритетов, изменилась система жизни людей и самого
человека во всех отношениях. Стало меньше свободного времени, а то и вовсе его нет…
Театр чувствует это и тоже перебаливает, попадая в трудные условия своего существования.
Такие изменения не могут не сказаться на усложнении всего творческого процесса. Вы
спрашиваете, кто наши актеры? У нас в штатном расписании не ни одного актера. Есть
творческие люди, которые благодаря нескончаемой любви к театру не могут без него жить.
Они и являются творческой основой, от которой зависит уровень самого театра.
Время было сложное — достаточно консервативное. Многие и очень хорошие драматурги
были не в чести – подзапретом. Не советовали ставить В.Розова, А.Арбузов, В.Тендрякова,
А.Володина и А.Вампилова и др. Но как ни странно нашему театру очень повезло — все
эти авторы входили в состав нашего репертуара. Театру удалось отметить трогательный
юбилей, связанный с гибелью замечательного молодого драматурга Александра
Вампилова двумя пьесами «Прощание в июне» и «Провинциальные анекдоты». Учась
в Москве, у меня появились более широкие возможности общения в театральной
среде, что и помогло пригласить на гастроли в курский ТЮЗ замечательных актеров
московского «Современника» — народных артистов РСФСР Анастасию Вертинскую и
Петра Щербакова . Вместе мы сыграли шесть спектаклей «Провинциальные анекдоты»
курского ТЮЗа «Ровесник». Это вызвало в городе огромный интерес и желание продлить эти
гастроли. Каждый из них высказался со сцены и дал высокую оценку нашему спектаклю.
Так завязалась дружба между нами и популярными артистами. К.С.Станиславский говорил,
что театр начинается с вешалки, а мне думается он ею заканчивается. На самом деле театр
начинается с хорошего драматурга и талантливых
-Как выживаете в современных условиях?
Не смотря на большие трудности, нам в год культуры были выделены дополнительные
средства на улучшение материально-технической базы. Средства выделяемые сегодня,
конечно, недостаточны. Не случайно театр считается одним из самых трудных производств.
Двенадцать разных цехов должны быть обеспечены специалистами, материалами и
оборудованием. Но в штатном расписании и в финансировании это учтено не в полном
объеме. Работа театра чаще всего опирается на энтузиазм преданных делу людей. ТЮЗ
должен жить! Наш театр был и остается репертуарным. Как минимум 10-12 наименований
в год. Какие проблемы испытывает театр, никого в серьез не интересует. Третий звонок
и спектакль должен начаться. В месяц играем 8-10 спектаклей. В прошедшие новогодние
каникулы 45 раз отыграли музыкальный новогодний спектакль «Подарок для Снегурочки».
Скажите, откуда взять актеров, чтобы они в день играли по несколько спектаклей, в то
время как они заняты учебой, другой работой? Это очень сложный момент для составления
расписания, чтобы никто не уехал в эти дни на отдых или куда-нибудь лечиться, в свадебное
— Мы беседуем, а на нас, улыбаясь, смотрит с портрета мальчишка. Глядя на неготогда, разве можно было предположить, что это будущий крупнейший театральный деятель, профессор школы-студии МХТ — Виктор Мархасев. Или Николай Горохов.
Он из многодетной семьи, мама воспитывала одна троих детей. А сегодня он народный
артист России, художественный руководитель владимирского государственного
академического театра, помощник Губернатора, заместитель председателя Союза
театральных деятелей России. Его жена и преданный помощник – заслуженная артистка
России, режиссер, педагог — Надежда Дудина актриса нашего театра. Они открыли свой
молодежный театр во Владимире подобный нашему ТЮЗу. Леонид Громов- актер театра
«Ленком», лауреат премии «Лучший актер года» среди молодежи.
— Они Ваши ученики и всегда с Вами. Главный здесь Вы. Имеете высшее театральное образование, прошли пять творческих лабораторий при Минкультуры и Союзе театральных деятелей. Учились у Л.Е.Хейфица, А.В.Эфроса, З.Я.Карагодского и других маститых режиссеров. Не жаль талантливых от себя отпускать?
У нас очень много ребят поступает учиться. Как минимум каждый год человек пять.
А чтобы научить их, у нас уходит не менее 3 лет. Но, как бы я не жалел, когда они уходят,
нельзя этому препятствовать. Трудно быть полу, или четверть педагогом. Если вижу, что
есть актерские способности у молодых, рекомендую закончить хороший вуз, учиться
там, где есть еще великие педагоги и школы. Недоучившиеся актеры никому не нужны.
Либо будешь прозябать на «кушать подано», либо совсем не получишь достойных ролей.
Только режиссерами в последствии стали 15 человек, а актерами – собьешься считать.
Володя Фридман и Людмила Агаркова в Израиле, на Бродвее вместе с Еленой Соловей
играет Снежана Цыпелева. В курском драматическом театре – Наташа Комардина, начинала
в ТЮЗе, народный артист Валерий Егоров, прекрасная артистка Марина Заланская. В
Северной Осетии – народный артист, лауреат Государственной премии Володя Уваров –
директор русского драматического театра, Влада Филиппова- артистка в Самаре, Светлана
Поваляева – в Воронеже, заслуженный артист России Антон Олейников в Санк-Петербурге,
Роман Ерыгин в Казани, Леонид Громов, Сергей Сотников, Юлия Галкина , Татьяна
Кузнецова в Москве и много, очень много других.
-Но не зарастает же тропа в студию ТЮЗа?
Надо, чтобы к нам не только пришли новички, но и поверили в тебя, заинтересовались.
А главное, чтобы у них нашлось время стать другими. Театр очень развивает людей, дает
большую широту взгляда, серьезно повышает культуру. Человек начинает самостоятельно
думать, много анализировать, читать. А когда входит в работу, то тут уж скорпулезно «от
семечка к семечку», все осмысливает, думает и действует с душой. К сожалению, есть и
другие педагоги, но лучше б их не было.
-Иногда актера учат: играй как я, но не играй лучше меня.
И такая школа не отвергается. А мне, кажется, наоборот – ученики должны играть
лучше своих учителей. И тут, не дай бог, испортить. У нас, как в медицине, как в хорошей
педагогике – не навреди.
— Берете в студию всех желающих?
Далеко не каждый может заниматься актерской деятельностью. Вот почему важна
продуманная многими мастерами четкая система. Чтобы учить, надо иметь хороших
педагогов. Виктор Мархасев, как член приемной комиссии в МХТ с сожалением отмечает,
что в вуз стало меньше приходить талантливых абитуриентов, особенно юношей. А
всякая труппа формирует так: одна девочка к пяти мальчикам. Мы порой думаем, да
пусть «побегают». Иногда талант не сразу просыпается. Когда у нас начинается третий
рабочий тур, то человек оказывается настолько работоспособный, что он даже обгоняет
талантливого. Актерская работоспособность – очень важная вещь. Ребятам всегда говорим:
студия – это борьба со своими недостатками. Кто хочет – тот высоко поднимается. У нас
целая система, она давно оправдала себя. Сначала – кандидат в студийцы, потом – студией и
как итог-зачеты. Участие в сказках – это тоже хорошая школа, практика. Путь от озорства к
правде. Далее студией становится кандидатом в актеры. Обучение у нас, кстати, бесплатное.
Потом становится актером, которые состоят в 3,2,1 категории. И за свою работу начинают
получать деньги. За формальную, слабую творческую работу «наказываются» рублем, а за
очень хорошую – поощряем. Мы не могли бы так долго просуществовать без студии. Она
дает нам «скамейку запасных». Педагоги у нас – альтруисты. Мне когда-то говорили: «Игорь,
что ты волнуешься, придут богатые люди, они тебя завалят деньгами, они будут нуждаться
в культуре и в искусстве. Они же сами не выживут, если не будут тебя поддерживать». Все
слова, слова, слова. Сегодня для того, чтобы до кого-нибудь из них достучаться — целая
проблема. У нас нет попечительского совета. А я не могу просить. Лучше выйду из дома в 6
часов утра и сам, своими руками что-то сделаю для театра.
— От старшеклассников раньше отбоя не было?
Им тоже теперь не просто учиться. ЕГЭ и прочее. Они все занимаются с репетиторами.
Бывает тяжело сверстать репертуар. Но играем. Конечно, выручает основная актерская
группа. Заслуженная артистка России Татьяна Левчук сыграла свой 1200 спектакль. Есть
сыгравшие 800,600,500 спектакли. Конечно, хочу сказать о Викторе Голубцов, Олеге Гелюхе,
Алевтине Федоровой, Игоре Селиванове-младшем, Олеге Воробьеве, Евгении Лемещенко,
Наталье Ширяевой, Наталье Тубольцовой, Юрии Реснянском, Игоре Насаеве и другие
актеры. Держимся на верных театру людях.
— В ТЮЗе давно появилась традиция: каждый год летом собираться у Вас на даче?
Да мы собираемся, разговариваем, вспоминаем прошлое, говорим о настоящем,
прогнозируем будущее.
-Болезнь актерской братии — «опрокинуть по рюмашки». Как у Вас с этим?
Я – человек не пьющий и у нас в театре – «сухой» закон. Нельзя не только принести бутылку
пива, но даже с запахом алкоголя нельзя приходить. С этим строго. Рубим это на корню. У
нас был очень хороший актер, много играл. Пока был в ТЮЗе не пил. «Выскочил» из театра,
попал в профессиональный театр, стал пить, пока его не попросили из театра и как я слышал
– все пошло наперекосяк. Вот как бывает. Сурово!
— В этом сезоне играете «Женитьбу», «Луч во тьме», «Особо влюбленный таксист», «Продавец дождя», Гоголь, Чехов, Некрасов. А какие новинки ждать поклонникам театра?
С новинками всегда трудно. Труппа у нас не постоянная и планировать на нее репертуар
очень сложно. Каждый год одна и та же история. Начинается новый сезон… и ты, как будто
вышел из боя, не знаешь, кто у тебя жив, кто ушел, уехал, пришел. Отсюда и множество
вводов в идущий репертуар. Да, это естественный процесс, но очень сложный. Скажу еще
такую вещь. За полвека у нас уже более 30 человек ушли из жизни. Пятьдесят лет – это не
шутка и не игрушка,
— Спектакли- долгожители, тем не менее, живут…
Много долголетних, потому что они нравятся зрителям. Дольше всех игрался «Эй, ты,
-здравствуй!»Его играли три состава, 263 раза. «Продавец дождя»- 4 состава,130 раз и
до сих пор играем. Мало того, он каким-то особым образом развернулся к сегодняшней
жизни. Нам не так давно говорили: «капитализм, заживем лучше…» Классики капитализма
предупреждали: «Ой, ребята, не торопитесь». Сегодня деньги стали основа-основ. Человек
стал мыслить только этой категорией – жаль. Но без культуры мы не сдвинемся с места, у нас
не будем ни фантазии, ни воображения. А нам надо в стране свою экономику поставить на
более серьезный уровень.
-У Вас очень любят комедии, зрителя по три-четыре раза смотрят спектакли? Есть в вашем репертуаре и такие спектакли, как сказала одна учительница: «Они человека лечат, мы приходим домой другими». А на спектакле «Луч во тьме» зрители плачут. Не вредно ли?
— Конечно, нет! Слезы на спектаклях – всегда лишь отпечатки чувств, их тень, слезы
соучастия. Люди, у которых хорошая эмоциональная память, получают от этого не только
удовольствие и наслаждение, а скажу больше, жизненный урок. Президент Владимир
Владимирович Путин сказал: «Необходимо открывать ТЮЗы, если не хотим потерять нашу
молодежь». Я с ним абсолютно согласен. Театр для ребенка и подростка – это не просто игра,
а работа души и ума. Идет тонкое воспитание души, чувств, эмоций. Сегодня театру
необходима только поддержка, человеческая и финансовая, нравственная и политическая.