Один из ста

Курский театр юного зрителя «Ровесник» стоит на пороге 50-летнего юбилея. Несмотря на
внешнюю «юношескую» специфику театра, в ТЮЗе почти всегда аншлаг, на спектакли ходят
куряне всех возрастов. Художественный руководитель и главный режиссёр Игорь Селиванов
уверен, что театр начинается отнюдь не с вешалки, а с удачной постановки и талантливого
артиста, а если повезло с хорошим художником и музыкантом – это прибавляет оптимизма.

-Игорь Владимирович, современная драматургия – это пьесы, написанные сегодня, или это пьесы о проблемах сегодняшнего дня?

За каждой пьесой должен стоять человек. И нужно ставить вопрос, современен ли этот человек
или нет, здравые и понятные ли у него мысли. Очень многие сборники современной драматургии – макулатура. Авторы запутались и не знают, о чём писать. В таких произведениях перемешались
политика и литература, пошлость и искусство.

На мой взгляд, самые актуальные проблемы раскрываются в классике. Когда открываешь эти пьесы, читаешь про сегодняшний день, про себя. В ТЮЗе ставятся спектакли и классических, и современных авторов. Классика – неотъемлемая часть репертуара.

В первых числах апреля на сцене шёл спектакль «Луч во тьме». Эта пьеса написана после войны, но она актуальна по своей сути. Мы по-прежнему не умеем воспитывать молодёжь, как и 70 лет назад, иначе бы сейчас не было такой ситуации на Украине. Классика для сегодняшнего зрителя показывает те мысли и чувства, которыми всегда должно и нужно располагать человеку, стало быть, она современна.

Даже если классические произведения якобы написаны не совсем понятным языком, они говорят о вещах, о которых мы думаем и чувствуем сегодня. Например, сейчас активно обсуждается проблема бездомных собак на улицах. А ещё в 19 веке Тургенев написал, что любое животное требует к себе внимания, его надо любить, кормить. И Евгений Носов, который  только недавно  ушёл из жизни, говорил: «Покормите птиц». Многие
проекты ТЮЗа начинаются «снизу». Наши сотрудники ищут хорошие современные пьесы,
которых, к сожалению, сейчас очень мало.

— Политику и искусство нельзя смешивать?

В идеале – да, но в реальности это не так. Текущие события, естественно, влияют на искусство. Драматурги начинают задавать себе вопрос, о чём сегодня можно писать, а какие темы поднимать
нежелательно.

В нашей стране есть цензура, есть вещи, которые могут не понять, за которые
могут наказать. Но ещё существует такое понятие, как самоцензура, и она необходима
драматургу.

Нельзя и на сцене, и в жизни сталкивать людей и расшибать эти лбы. Нельзя стравливать народ друг с другом. Речь должна идти только об одном – как остановить этот кошмар, чтобы маленькие дети не  гибли на глазах, а старушкам было, где ночевать и что есть. Как театр начинается с хорошего актёра, так политика – с хороших здравомыслящих людей.

-Значит, главный в театре – актёр?

И актёр, и драматург. Например, в ТЮЗе идёт спектакль «Особо влюблённый таксист» Рэя Куни в вольном переводе Михаила Мишина. События в нём уже потеряли актуальность, но современные люди, играя на сцене, делают из этой пьесы вещь, интересную и нужную сегодня. Я ставлю те спектакли, которые мне интересны, которые я считаю правильными. Зрители могут со мной
согласиться или нет. Может быть, я в чём-то не прав, может быть, неправы пришедшие на
спектакль люди.

Я ищу пьесы, в которых есть что-то живое. Из ста прочитанных текстов только
один может зацепить.

— Почему хороших драматургов сегодня мало?

Это может зависеть и от политического устройства. Авторы путаются, сами не понимают, о чём и во имя чего писать, всё меняется, всё неоднозначно. Ведь классики писали свои произведения
при царизме или социализме. В ТЮЗе  идёт спектакль «Команда» по Злотникову, он рассказывает
про спорт, спортивные проблемы, в нём герои смеются и плачут, и зрители вместе с ними. Это
пьеса советская, социалистическая, но люди на неё приходят и уходят со спектакля довольными. У нас есть постановки, которые на сцене уже сорок лет, хотя сценарии к ним написаны в другую эпоху. Зрители  звонят, спрашивают, когда следующий показ «Продавец  дождя», а пьеса
написана в пятидесятых годах двадцатого века. Конечно,  придут новые драматурги и начнут
писать хорошие пьесы. Но когда они придут?

ПРЕМЬЕРНЫЙ ПЛАН

— Какие премьеры ждут зрителей в этом сезоне?

За год нам нужно поставить  две премьеры. Одна уже прошла – новогодняя сказка, её играли
четыре разных состава актёров, а это, считай четыре премьеры. Сейчас  будет спектакль к юбилею
заслуженной артистки РФ Татьяны Левчук «Театр-любовь моя…».

В ТЮЗе  59 актёров, 12 кандидатов в актёры и 60 учеников театральной студии. При этом в штатном расписании театра нет ни одной ставки артиста. Мы  с актёром заключаем только лишь договор, по которому он получает деньги за репетиции и спектакли. Но не более того, фиксированной зарплаты у артистов нет.

А ведь театр юного зрителя  помогает вырастить новое поколение людей с положительно
меняющимся  взглядом. И президент неоднократно говорил о необходимости поддержки театров
юного зрителя. ТЮЗы надо открывать и им содействовать, если не хотим потерять ещё одно
поколение молодёжи – нам хватит Украины. Ещё одна проблема – не всегда можно найти актёров
на определённую роль. Театральная труппа должна быть укомплектована по принципу «пять
мужчин – одна женщина», но у нас, и у других курских театров среди актёров больше женщин.
Сейчас я ищу человека в спектакль, который хорошо играет на гитаре – я хочу заново поставить
пьесу курского драматургу Александра Галина «Восточная трибуна».

— Аудитория ТЮЗа – подростки?

К нам приходят самые разные люди. На сказку приходят маленькие дети, «Луч во тьме» смотрят
старшеклассники, а «Особо влюблённый таксист» и «Продавец дождя» просит более взрослого
зрителя. Нам все возрасты покорны.

ДОСЬЕ
Игорь Селиванов, художественный руководитель, директор, главный режиссёр и основатель
театра юного зрителя «Ровесник», заслуженный деятель искусств Российской Федерации. В 1974
году закончил режиссёрское отделение театрального училища им. Б.В. Щукина. В 2002 году
удостоен театральной премии имени народного артиста России А.П. Буренко за большой вклад в
развитие театрального искусства Курской области.

Добавить комментарий