«Луч во тьме» (газета «Народный журналист» декабрь 2015)

 

Когда на руках у меня оказались билеты в ТЮЗ (театр Юного зрителя), я ожидал увидеть детскую сказку с яркими костюмами ежиков и лисичек, с добрыми песнями и стишками. Когда я зашел в холл, была толпа людей, но среди них, на удивление, практически не было детей. Зрителей было настолько много, что некоторые из них сидели на выдвигающихся стульях (если бы их не было, им пришлось сидеть на ступеньках или стоять).
Перед спектаклем на сцену вышел Игорь Владимирович и подготовил зрителя морально к спектаклю, рассказав о беспределе, который творится в нашей жизни, и о безответственных людях, которые не хотят развиваться, следить за образом жизни и думать о последствиях. Однако воспринималась его речь легко, т.к. была наполнена долей юмора и в некоторых моментах сарказма, но главное, что она воспринималась.
Начало было довольно мрачным, впрочем, и на протяжении всего спектакля эта атмосфера продолжалась. Минимум света, волнующая музыка и одинокая табуретка на середине сцены.
Режиссер – высокий брюнет с бородой и щетиной, в свойственной его профессии жилетке и джинсах, приехал в женскую колонию снимать фильм «Золушка». Сценарий фильма отличался от привычной нам сказки. Сюжет прерывался на интервью, начиная с вопроса «За что сидишь?», «Что для тебя главное в жизни?», «Кого любишь, а кого нет?». Вопросы были простыми, казалось на них с улыбкой ответил бы любой ребенок, но не эти замученные девочки, отвечающий на вопросы со слезами на глазах.
Директором колонии был простой и в тоже время загадочный мужчина. Однако, его неуверенность и скромность давала понять, что всей тюрьмой заправляет заместитель. По любым вопросам и трудностям в съемках режиссер обращался именно к ней.
Заместитель – дамочка в возрасте, вызывающая у зрителя отвращение и ненависть. Хитрая, безжалостная и коварная, готовая идти к своей цели по головам. Заключенные девочки настолько сильно ее боялись, что, отвечая на вопрос режиссера, «Кто самый лучший человек в вашей жизни?» произносили имя заместителя директора.
В женское колонии, как и в любой другой, был старший, в сказке она играет роль «принца». Заставляет одну из девочек вытирать обувь своими волосами, а каждую ночь перед сном «травить истории». Несмотря на свою жестокость, она знала «законы стаи», видела всю суть и принимала решение о том, что делать дальше. Она прекрасна понимала, что часы «замарашке» подбросили, чтобы повлиять на нее, и, также прекрасно знала, что она не стукач. Однако ей пришлось делать выбор: либо хорошо жить, но наказать невиновную; либо плохо жить, но поступить по совести. Выбор был очевиден, ночью «виновную» избили.
И вот съемки финальной сцены: «замарашка», она же золушка, танцует на балу в красивом платье, но с фингалом под глазом. Главной героиня, доведенная до края, не выдерживает очередной подлянки от заместителя директора, берет бритву и… Свет потухает, все плачут, кричат и разбегаются.
Одна «замарашка» остается лежать на сцене под светом луча во тьме.

Эти настоящие человеческие слезы, смотря на которые, хочется плакать самому, не покажет ни один фильм с многомиллионным бюджетом. Игра актеров – высший пилотаж. Порой еле сдерживаешь себя, чтобы не выйти на сцену и не врезать заместителю директора. В голове всегда крутится мысль, как такие милые и хрупкие девушки, могут быть грубыми и жестокими. Главной оценкой актерской игры, можно назвать полный зал, вставших и не утихающих зрителей, по окончанию спектакля. Когда все актеры вышли на сцену, на глазах у многих девушек были искренние слезы, каждого хотелось поблагодарить за проведенное время.
Во время просмотра картины очень часто мне приходила мысль в голову, как эта тюрьма на сцене, похожа на реальную жизнь каждого из нас. Мы ежедневно делаем выбор, сделанный за нас уже давно. Говорим и делаем то, что нам приказали, а не то, чего мы хотим. Работаем там, где больше платят, а не там, где интересно. Мы живем на свободе, но не можем уехать, куда нам хочется. У нас свобода слова, но говорить мы можем только то, чего хотят от нас слышать. Разрешена свобода выбора, но выбор лишь один.
Предательство, ложь, лицемерие, коррупция, насилие – невидимые стены нашей тюрьмы.
И если вдруг кто-то пытается изменить этот мир в лучшую сторону, его тут же забивают до смертизавязанными в узлы простынями. И делают это те, кто комфортно чувствует себя здесь и сейчас, кто думает лишь о себе.
Заключение.
Я не уверен, что данную пьесу следует показывать на маленькой сцене и маленькому зрителю.
Да, она показывает детям, как жесток мир и что многое в жизни происходит не так, как нам бы этого хотелось. Однако, сделает ли правильные выводы ребенок? Ведь не было «happy end» и главная героиня – замарашка, которая пыталась изменить что-то и сделать все по совести, покончила жизнь, взяв в руки лезвие.
И дело даже не в том, сделают дети выводы или нет. Я, взрослый человек, очень эмоционально перенес спектакль, он тяжелый для меня, 25-летнего мужика! Если бы я смотрел его один и со мной рядом не сидела моя девушка, уверен, что в некоторых моментах, в том числе и концовке, я пустил бы слезу, как ребенок.
И я не говорю о том, что спектакль плохой, наоборот, он великолепен! Данная картина никого не оставит равнодушным. Мои эмоции подтверждают это. Великолепная игра актеров, завораживающая музыка и блестящая постановка заслуживают большой сцены! Я не просто рекомендую, я настаиваю, чтобы каждый посетил данный спектакль, но понимал, если вы эмоциональны и чувствительны, вам лучше выбрать «Лесные приключения».

Максим Голев
оригинал статьи http://gazeta-ng.ru/2015/12/luch-vo-tme/

Добавить комментарий