«ДЕШИФРОВКА ТЮЗа»

Вышла в свет книга «Сотворившие чудо» о Курском театре юного зрителя «Ровесник».
Сегодня время аббревиатур – газеты и документы пестрят неведомыми ранее буквенными сочетаниями – МБОУ, СХПК, АУКО и тому подобным. Не каждый и не сразу разберётся, что это означает. Но есть в жизни Курска одна аббревиатура, которую с лёгкостью дешифрует значительная часть курян:
ТЮЗ – театр юного зрителя….
Неделю назад создатель и бессменный руководитель ТЮЗа «Ровесник» Игорь Владимирович Селиванов решением Курского городского собрания был награждён почётным знаком «За особые заслуги перед городом Курском».
В 1964 году молодой актёр Селиванов приехал в Курск по приглашению драмтеатра им. Пушкина. В 1965-м создал театр-студию «Ровесник». И вот ТЮЗу исполнилось 50 лет, а его создателю и бессменному руководителю – 75.
14 мая мы опубликовали интервью с Игорем Владимировичем «Трудное счастье Игоря Селиванова» (его можно найти на нашем сайте kpravda.ru и на сайте ТЮЗа – theater-rovesnik.ru).Но это не единственный подарок, который наша газета приготовила юбилярам.
Недавно увидела свет книга «Сотворившие чудо Курский центр театрального творчества «Ровесник» на страницах региональных СМИ». Автором является Тамара Николаевна Антипенко, известный курский журналист, много лет проработавшая в «Курской правде» и специализирующаяся как раз на вопросах культуры и искусства.
Сейчас Тамара Николаевна на пенсии, но связи с редакцией и профессией не теряет. Занимается она в настоящее время тем, что подводит итоги сделанному, причём получается весьма интересно – в результатах её труда просвечивает история культурной жизни Курска за последние полвека.
В прошлом году вышла книга Антипенко «Хранители талантов: курской областной Дом народного творчества в датах, событиях, лицах: публикации в курских СМИ о культурно-досуговой деятельности в клубных учреждениях области». И вот теперь книга о ТЮЗе, а вскоре выйдет и книга публицистики….
Издание «Сотворившие чудо» представляет собой сборник материалов Тамары Антипенко о театре «Ровесник», опубликованных в разных курских СМИ, в том числе и в «Курской правде». Два раздела: «Селиванов и его команда» и «В репертуаре только лучшее». Содержание разделов понятно уже из названий. Кстати, в книге немало фотографий, и наверняка многие из читателей там смогут найти и себя, или своих знакомых.
Вот как характеризует книгу председатель Курского регионального отделения Союза театральных деятелей РФ заслуженный работник культуры России Людмила Плотникова, во многом стараниями которой и появилось замечательное издание:
«Эта книга о тех, кто создавал театр для юных зрителей «Ровесник» — актёрах, режиссёрах, художниках. Эта книга для тех, кто прошёл вместе с Театром, как его Ровесник, кто верен ему и предан вот уже 50 лет! – для зрителей. Читаешь и понимаешь, как от года к году, от сезона к сезону растёт мастерство, как заражают Ровесники своим энтузиазмом и вдохновением приходящих новеньких. И проникаешься уважением к такой преданности и влюблённости к своему Театру».
А для меня лично эта книга стала своеобразным кодом для расшифровки такого явления, как Курский ТЮЗ. В первой половине 80-х годов прошлого века, когда я учился на филологическом факультете Курского университета (тогда просто педагогического института), некоторые из моих знакомых занимались в театре, сам я смотрел несколько спектаклей.
Театральное искусство особо не влекло меня, но я отчётливо помню ту атмосферу, как принято сейчас порой говорить – ауру некоей загадочности, окутывающую «Ровесник». Те, кто дневал и ночевал в театре, казались людьми особыми, богемой и элитой, имевшей право прикасаться к чему-то таинственному и мне недоступному…
Теперь же, листая книгу Тамары Николаевны, я понял, где кроется разгадка. Всё дело в личности главного режиссёра Игоря Селиванова, человека, как и большинство людей искусства, — непростого, сложного, но интересного, умного, волевого. В книге о Селиванове много статей о нём, и интервью с ним, чего стоит только статья «Славы и власти!». Не могу отказать себе в удовольствии процитировать некоторые места, уж больно они хороши…
«Я поставил немало спектаклей и ни разу не почувствовал необходимости в эротических сценах, которые были бы художественно оправданы. Хотя и не исключаю, что, может, когда-нибудь пьеса продиктует мне именно такой ход. Пока это атрибут массовой культуры, не более, ориентирующийся на зрителя учащихся ПТУ. Но есть ведь и другая публика, с высокими духовными запросами, которые можно удовлетворить только высоким творчеством. Такого зрителя мы стараемся воспитать и для него работаем».
«Когда-то я был слесарем сборщиком и радиомонтажником на военном заводе в Саратове. Получил диплом за хорошую работу. Помните, когда Пауэрса подбили? Именно наша установка дала пинка американцам, а ведь они были уверены, что на такой высоте их никто не достанет…»
«Советские времена были наиболее благоприятными для театра. Потому что существовала система, в которую воспитание входило составной частью. Ну, хорошо, поменяли политическую, экономическую платформы, но всё равно же детей-то надо воспитывать. Подростков-то от наркомании надо ограждать! Само собой ничего не получится. Всё это очень серьёзная работа, которую должны делать люди, которые на это способны».
«Вы, наверное, помните мультфильм, в котором корова питалась загазованной травой, а потом её доили бензином. Главное то, что мы потребляем, чем мы интересуемся. Важно, чтобы с детства человек получал инъекцию культуры и чтоб это воспитание было последовательным и серьёзным».
«Был такой генерал КГБ, который время от времени запрещал «Дорогую Елену Сергеевну». Нам не разрешали играть без обсуждения, готовились рецензенты, которые должны были разбить нас в пух и прах. Но люди-то всё правильно понимали! Тому генералу, как, оказалось, очень нравился спектакль. И вот однажды на какой-то премьере он поднимается и говорит: «Когда-то я участвовал в компании против вашего спектакля. Простите, я был не прав». Так же были и директора школ, которые запрещали детям ходить в ТЮЗ. Но всё это в прошлом».
«Я не могу сказать, что театр в корне меняет человека, но что-то безусловно проходит в мозги. Театр не воспитатель, он просто хороший собеседник».
…Сижу, переписываю эти цитаты и озвучиваю их вслух – делюсь с коллегой. И получаю шутливый, но точный совет: «Ты так всю книжку перепишешь. Пусть сами книгу читают…» В общем, если кто-то ещё не понял, что такое Курский ТЮЗ, то возьмите книгу Тамары Антипенко «Сотворившие чудо» — и тогда многое станет понятным.
Как пишется в одной статье, «мы говорим «Ровесник», подразумеваем – Селиванов, мы говорим Селиванов, подразумеваем «Ровесник». И возвращаясь к началу этого текста, к сообщению о том, что курское горсобрание наградило Игоря Владимировича почётным знаком «За особые заслуги перед городом Курском», ставим вопрос (наверное, риторический): может быть, Селиванов достоин и большего – звания «Почётный гражданин города Курска»?
Но чтобы там ни решали дальше народные избранники, одно точно – полувековая жизнь ТЮЗа «Ровесник» вписана в историю Курской области как чудо, сотворённое руками тех, кто предан театру. И жизнь эта продолжается, и чудо длится…

КУРСКАЯ ПРАВДА 11 июня 2015 г

Юрий Моргунов.

Добавить комментарий