Андрей ЗОЛОТУХИН: «Берегите, люди, в себе людей!»


«Ровесник» всегда выбирает особый путь. Мастер Игорь Селиванов потрясающе ставил Вампилова, Галина, Разумовскую задолго до того, как эти имена расходились по афишам всей страны, ставил, преодолевая немало преград, внутренних и внешних, в том числе со стороны тогдашнего начальства. Вот и ученики Игоря Владимировича умеют удивлять, начиная с афиш на фасаде и на площади, к которым с нетерпением приглядываются театралы в ожидании очередного потрясения. И вот новинка – «ПроСвет». Ставит пьесу Андрей Золотухин, как и его наставник – выпускник легендарной «Щуки». Название можно прочесть двояко. «Мы решили совместно, что это будет интересно», – вот так, в рифму, и началась беседа с постановщиком в знаменитом тюзовском буфете после вдумчивой репетиции…

Андрей Васильевич, начну немного несовременно: в 1990-м, то есть уже 33 года назад, на той самой доске объявлений, что и сегодня служит «Ровеснику», я прочел необычную просьбу – принести старую посуду для… битья. Не догадываетесь ли, почему у меня возникла такая ассоциация с предстоящей премьерой?


Наверное, сравниваете пьесу Александра Копкова «Слон», за которую мы взялись сейчас, с «Самоубийцей» Николая Эрдмана. Тогда я действительно просил поделиться старой, ненужной посудой, в том числе со сколами, потому что у театра не было средств, чтобы каждый вечер покупать новый сервиз…

Да и сейчас таких средств нет, — но это, как говорится, уже совсем другая история…

Вот-вот, и «ПроСвет» – тоже другая история, отличающаяся от «Самоубийцы». Она между сном и явью, «над бытом», а та постановка была хоть и комедия, но бытовая. О чем пьеса, мне не хотелось бы рассказывать, и еще меньше – рассказывать, что я там хотел сказать. Я считаю, что каждый зритель найдет в этой постановке что-то для себя, у каждого родится отклик. А там – посмотрим… Одно могу сказать точно: в этом жанре я еще не работал, это для меня новая история, как и для актеров, которые собрались, чтобы наша сказка стала явью. Я считаю: если в пьесе есть хотя бы одна заповедь, ее уже за это следует ставить.

Не буду «пытать» вас, какая именно, и перебирать весь Декалог. Поговорим об актерах, делающих сказку явью. «Слон» — из таких нечастых пьес, где абсолютно все роли выигрышные. «Третий гриб второго состава» в перечне действующих лиц здесь не найти…

Согласен абсолютно, да, для артистов почва благодатная. Но (поделюсь субъективным мнением) не стоит ставить «Гамлета», если в театре нет Гамлета! У нас же исполнители на все роли «ПроСвета» есть, есть и попадание в образ точное. А дальше уже – как сложится. Я, кстати, сторонник того, чтобы спектакль «недодержать», немножко «семимесячным» выпустить, чтобы в процессе работы он как снежный ком нарастал, обрастал историей и, наконец, задышал своей собственной жизнью. А не то чтобы это был такой переросший ребенок, который не только уже ногами идет, а еще и кусается. Я не думаю о том, насколько спектакль будет «актуальным», «модным». Напротив, пьеса уже давно лежала в моем режиссерском загашнике, где у меня хранится энное количество материала.

Итак, действующих лиц много. С некоторыми товарищами вы работали как режиссер, как уже говорилось, 33 года назад…

Но с Аней Федосовой, например, – впервые. Как раньше в спектакле «Любовь всему верит» я впервые работал с Леной Поповой. В предстоящей премьере будет много молодежи, которую я не знал и только сейчас буду узнавать. Но я же видел их в деле, хотя бы в капустниках. И понимал, что кто-то из них появится у меня обязательно. Это и Тимур Чубинидзе, и Егор (Жигулин. – Авт.), и Данила (Даниил Авдеев. – Авт.)… Некоторые выходят в объемных ролях в первый раз, и такое со-творчество всегда не может не радовать, эти моменты непосредственного соприкосновения, когда актеры что-то предлагают. Театр – искусство коллективное, здесь один в поле не воин.

А самому вам не хочется среди исполнителей выйти в какой-нибудь из ролей?

Не люблю играющих режиссеров вообще! То есть абсолютно. Ну, Никите Михалкову я могу это простить… то есть, конечно, кто я такой, чтобы «прощать» Михалкова. Но у него получается, он играет в своих фильмах и благополучно, и достойно. Рязанов вот тоже – в эпизодах засветился… Я – нет. Я за то, чтобы режиссеры сидели в стороне. Профессию эту придумали для того чтобы был взгляд со стороны, чтобы артисты в своем соку не варились. Ну а дальше, безусловно – «автор, время, коллектив». Коллектив – это исполнители, которые в театре имеются, и это прекрасно. Насчет времени. Пьеса сегодня может звучать? Совершенно спокойно, на разных языках. Время сейчас такое, что…

Извините, перебью: про «бабло» — это тема вне времени!

Да, но мы чуть-чуть над темой «бабла» поднялись, надеюсь. Человек должен всегда оставаться человеком. Берегите, люди, в себе людей! Вот такая история. У нас в Щукинском училище однажды на экзамен педагоги собрались целой кафедрой, и одна девочка-студентка показывала свой отрывок. Легендарный Александр Михайлович Поламишев (в этом году исполняется сто лет со дня его рождения) спрашивает: «Скажите, это у вас школа переживания или школа представления?» А мой педагог, профессор Михаил Борисович Борисов подхватывает: «Для них – это представление. А для нас – переживание». Вот такая шутка родилась. Мы вроде все одним воздухом дышим, но все такие разные!

Беседовал Павел РЫЖКОВ.

Добавить комментарий