«Он был неистов во всем»: в память о Мастере — Игоре Селиванове

Игорь Селиванов родился в Калуге в 1940 году в семье учительницы и инженера. В 1964-м окончил Саратовское театральное училище, где, кстати, учился и народный артист, кинорежиссер Олег Янковский. Сразу после учебы Селиванова пригласил в Курск главный режиссер драмтеатра Николай Резников. Согласился с тем условием, что сможет и сам ставить спектакли… А в итоге создал свой театр! Работая в «драме», стал руководить театральным кружком в школе №43 в Промышленном районе Курска. А вскоре и вовсе ушёл из театра, целиком отдавшись работе с детьми.

3 мая 1965 года школьники под руководством Игоря Владимировича поставили пьесу Розова «В дороге». Эта дата считается днем рождения ТЮЗа «Ровесник». Еще через год театру юного зрителя выделили небольшое помещение во Дворце пионеров. Нынешние «подпольные» площади по соседству с филармонией «Ровесник» получил в 1984-м. В зале, который так любят зрители, по меткому выражению одного из них, «видно дрожание ресниц на глазах актеров»… Сам Селиванов бесконечно улучшал полученное «королевство», где поначалу то и дело текли трубы, даже крысы бегали.

Творца не стало 21 января 2019-го… Он до последнего работал. Поставил новогоднюю сказку «Как стать Снегурочкой», которую в период с 23 декабря по 8 января показали 45 раз: по 3 спектакля в день! За 54 года через студию Курского ТЮЗа прошло более трех тысяч человек. Игорь Владимирович воспитал пять народных артистов и 15 заслуженных. Среди его учеников: знакомый нам по ролям в сериалах Антон Олейников, писатель и художник Николай Семененко, ректор РОСИ Владимир Петров, завкафедрой литературы КГУ, профессор, доктор наук Владимир Криволапов, заслуженный работник культуры Сергей Малютин, ушедший из жизни в 2018 году, «отец-основатель» независимой прессы в Курске, режиссер документальных и художественных фильмов Михаил Файнштейн (с 1993 года живет в США). Список уважаемых, состоявшихся людей огромен, его можно объединять в «Энциклопедию «ТЮЗа»!

Ученики Селиванова разбросаны по миру, но у всех в соцсетях фотографии Мастера и слова скорби… Роман Ерыгин из Казани и Илья Урецкий из Финляндии прислали его родным одно письмо на двоих: «Конечно, мы бы и так выросли… Но на наше счастье наши пути-ручейки влились в огромную реку, которая подхватила нас и понесла по жизни. ТЮЗ стал нашим домом, образом жизни, воспитателем, семьей. Сделал нас такими, какими мы стали, задал вектор движения…»

«Мы были бы толпой непомнящих Иванов, когда б не Курск, не ТЮЗ, не Игорь Селиванов», – написал некогда народный артист, актер Владимирского академического театра драмы Николай Горохов. Об истории театра, о жизни и величии Гения – в прямой речи его воспитанников и близких людей.

Татьяна ЛЕВЧУК, вдова Селиванова, актриса, старший преподаватель «ТЮЗа»: «Когда закончился первый спектакль театра юного зрителя, на который я попала подростком, я плакала. И вдруг поняла: вместе со мной плачет весь зал. ТЮЗ давал представления по понедельникам в драмтеатре, где сейчас филармония. Потом я пришла записываться в балетную студию во Дворец пионеров. И меня, хрупкую девчонку в конопушках, завлекла на свои занятия кукольным театром первая супруга Игоря Владимировича. Позже я перешла в ТЮЗ. Мне часто говорили: «Когда вы, тюзовцы, выходили из Дворца пионеров, мы вам жутко завидовали». Мы и правда считали себя небожителями – настолько ярким и необычным было дело, которым занимались. Другой мир, другое ощущение. Шли по улице, а на нас все смотрели. А потом вдруг все узнали, что режиссер разводится, тяжелое для него время … Мы много работали, были рядом. Как-то неожиданно он сказал: «Я хочу, чтобы мы вместе шли по жизни». У нас родился сын… В роддоме получила записку от мужа: «Поздравляю тебя с сыном Игорем».

Виктор МАРХАСЁВ, заслуженный работник культуры РФ, профессор МХАТа, преподаватель сценической речи, среди его учеников – Владимир Машков, Евгений Миронов, Сергей Гармаш:«Я один из тех, кто стоял у самого основания ТЮЗа, пришел в театральный кружок родной 43-й школы. Наша дружба с Селивановым – ровесница ТЮЗа, ей 54 года. Долго думал, какое слово-образ могло бы подойти к Игорю Владимировичу. Неистовство! Он был неистов во всем, упорством и жизнелюбием заражал всех. Мы были близкими друзьями, много беседовали, спорили. Его очень беспокоила судьба театра: «Я уйду, а что будет дальше?..»

Владимир БАРТЕНЕВ, скульптор, заслуженный художник России: «Он был Человеком с большой буквы. Никогда не кичился статусом режиссера и не противопоставлял нас себе. Мы были в соавторстве… Я попал во второй набор ТЮЗа, лет в 13, а ему было за 20. Но чувствовал его ровесником – потому и театр так называется, там все на равных. Я родился в неблагополучном районе – в Казацкой, ушел, получается, с улицы в театр… Что бы со мной стало? А здесь был и художником-постановщиком, и актером, и монтёром сразу. Занимались во Дворце пионеров до полуночи, потом пешком ночью несли декорации в драмтеатр на площади Перекальского, машин не было. В школе закрывали на это глаза, знали: мы не лоботрясничаем, устроены и при деле. На сцене режиссер приветствовал импровизацию, держались мы свободно. Доводилось слышать от искушенных зрителей, что наши спектакли – на уровне «Современника» и «Театра на Таганке». Таких людей, как Селиванов, больше нет – все 24 часа отдавал себя театру, молодежи и детям, среди тех, кто прошел его школу, нет ни подлецов, ни преступников, а только порядочные люди. Уровень Макаренко… Но у Селиванова не было никакой теории, он просто любил детей, жизнь и театр».

Михаил ФАЙНШТЕЙН, журналист-издатель, продюсер, режиссер и сценарист, живет в Голливуде: «Селиванов – уникальное явление для страны. Мы конкурировали с профессиональными театральными студиями. А самой ненавистной фразой у Селиванова было – «художественная самодеятельность». Для тысяч детей это была другая планета, деятельность ТЮЗа, по влиянию на судьбы людей и их распространению по Земному шару, можно сравнить с движением КВН. О советской школе, где всех заставляли ходить строем, мне нечего вспомнить. А Селиванов учил нас быть непохожими, уникальными личностями — самими собой. Это его школа умения мыслить и воспринимать жизнь свободно. Селивановский подход претендует на собственную научную педагогическую методику. Ее особенность в общении с детьми как со взрослыми, без скидок на возраст, и умении взращивать все самое лучшее в них. В Игоре Владимировиче объединилось 3 начала: педагог, режиссер, талантливый бизнесмен. Он умел одновременно вести финансовую деятельность, строить, собирать полные зрительные залы. И, конечно же, они с Татьяной Владимировной стали для нас вторыми родителями, мне было 10, когда я попал в ТЮЗ. Я никогда не забуду вкус блинов, которыми нас кормила Левчук… Мы разошлись по свету и стали удачливыми. Мне часто говорят: «Ты разговариваешь и мыслишь не так, как все», а это все от Селиванова. Посеять столько зерен по миру – тюзовцы живут в Германии, Израиле, Америке – это ли не счастье?!»

Леонид ГРОМОВ, знаменитый российский актер (около 150 ролей в кино):«Игорь Владимирович был заметным для меня человеком в Курске, даже когда я о нем ничего не знал. Мне, мальчишке, было понятно, он не местный, приезжий, может, даже иностранец. Рыжая замшевая кепка на голове, зеленая демисезонная укороченная куртка в черно-желтую клетку, огромная борода. Когда я был второклассником, году в 1972-м, этот человек пришел к нам на занятие по музыке в школу №44, попросил прочитать простое четверостишие типа «Буря мглою небо кроет…» Наряду со всеми промямлил что-то и я. Было отобрано человек восемь. Я стал бегать на занятия в ТЮЗ. Моя жизнь была аккумулирована, включена этим человеком. Он никогда не сможет для меня окончательно умереть или поменять моего отношения к нему. Он эту дверь открыл… Я убегал с занятий из театра на каток, он с супругой Татьяной Левчук шел за мной, сдавал моей маме коньки и клюшку и вел в ТЮЗ… Классе в 9-м мы с одноклассником гонялись в школе друг за другом, обливаясь водой, я влетел в стеклянную дверь, сильно изранив лицо. Через пару лет, со шрамом на щеке, я подошел к Селиванову и робко сказал, что хотел бы попробовать поступить в театральный… В ТЮЗе на тот момент были какие-то большие проблемы, но наставник в очередной раз проявил себя серьезным глубоким человеком. Не отмахнулся, а твердо сказал: «Езжай! Ты будешь артистом! Все будет хорошо!» Я окончил ГИТИС и утвердился в профессии… К сожалению, приехать на похороны не смог, но в этот день был в храме, поминал Игоря Владимировича. Внутренняя связь с ним у меня будет длиться столько, сколько я буду жить».

Владимир УВАРОВ, народный артист РФ и Северной Осетии, лауреат Госпремии, худрук владикавказского Академического русского театра им. Евгения Вахтангова: «Кто-то из наших как-то сказал Игорю Владимировичу: «Вы нас навсегда испортили, втянув в мир искусства и театра». Мы занимались в маленькой комнатке и считали себя самыми великими… Дерзость молодости! Тюзовские истории очень яркие и незабываемые. Например, помню, как ТВ-запись спектакля «Варшавский набат» с моим участием посмотрел весь мой двор на КЗТЗ. В студии я дрожал от страха, надел задом наперед парик, за что меня потом чуть не убил Селиванов, и взмахнул палочкой, по роли превращаясь в польского учителя Януша Корчака. Потом мне не давали покоя… То и дело слышал от соседа – контуженного артиллериста – передразнивание: «Вот эта палочка…» Так ко мне пришла слава. А после другого спектакля на «зоне» в Косиново, плачущий старик-заключенный сорвал цветы с клумбы и вручил нашей актрисе… Повзрослев и окрепнув в профессиях – разных, не у всех связанных с театром, мы, бывшие тюзовцы, съезжались со всех уголков страны, и местом встречи неизменно была дача Селивановых. Игорь Владимирович восседал во главе стола, мы, счастливые, ели традиционный Танин свекольник. За пять дней до кончины Игорь Владимирович позвонил попрощаться… Предчувствовал… Селиванов навсегда остается для меня примером театрального подвижничества: он сам создал и столько лет тащил эту уникальную империю под названием ТЮЗ… Считаю, она должна носить его имя. Я дружен с председателем Союза театральных деятелей РФ Александром Калягиным и, если возникнет такая необходимость, для решения этого вопроса свяжусь с ним. Наше тюзовское братство – особая уникальная каста. И Селиванов, уходя, еще больше нас сблизил».

Сергей СОТНИКОВ, актер кино и театра «Сатирикон», педагог сценической речи МХАТа: «Игорь Владимирович навсегда останется моим первым Мастером, базой, основой моего актерского существования. Помню первое занятие по актерскому мастерству, когда мы все сидели «по стеночкам» и смотрели, как этот огромный лев со своей невероятной «гривой» показывает нам какие-то этюды, говорит о каких-то сложных, профессиональных вещах. А мы, школьники, студенты, никоим образом не относящиеся к актерской профессии, слушаем его завороженно. И я понимаю, что вот это одно занятие дало мне значительно больше, чем несколько прочитанных книг… Когда после 11-го класса я сказал дома, что хочу стать артистом и поеду поступать в Москву, родители устроили грандиозный скандал: мол, это бесполезно, нужны огромные деньги… А потом мама втайне от меня пошла к Селиванову, он сказал: надо ехать и пробовать. Благословил на актерский путь. Безмерно благодарен за это. Его взгляд – пронизывающий, сканирующий – всегда для меня остается камертоном честного отношения к актерской профессии».

Светлана СОЛНЕЧНАЯ, адвокат, студентка ВГИКа: «Многие спрашивают, что я, адвокат со стажем, делаю во ВГИКе на кинорежиссуре (даже мой Мастер Владимир Фокин задавал этот вопрос при поступлении). Отвечаю: для меня всегда первоначальны были творчество и театр. В 15 лет поступила в курский ТЮЗ «Ровесник», до 21 года он стал мне домом. Благодаря Игорю Владимировичу и его спектаклям во мне родился режиссер. Теперь снимаю кино. И делаю это не просто так, во мне есть основа, заложенная в ТЮЗе, любовь к театру, родившаяся в то далёкое время. Для меня Игорь Владимирович навсегда останется первым Мастером».

Владимир КРИВОЛАПОВ, завкафедрой литературы КГУ, профессор, доктор филологических наук: «Когда нам было с нынешним ректором РОСИ Владимировым Петровым по 22 года, в 1979 году, мы поехали с нашим «ТЮЗом» на гастроли в болгарский город Благоевград со спектаклем «Проделки Скапена» на фестиваль любительских театров, куда съехались десятки коллективов со всей Европы и даже из Америки. И как-то неожиданно для себя мы с Володей устроили… несанкционированную встречу с делегацией США. Собрались в холле гостиницы с юными американскими актерами, немного выпивали, обменивались эмоциями, упражнялись в английском… Другие иностранцы не принимали участия в этом общении, разве что смотрели со стороны. Ну и потом, далеко за полночь, мы дружно разошлись. На следующее утро Селиванов вызвал нас к себе в номер по одному, чтобы провести внушения. Звучали такие фразы типа: «Необдуманный шаг… попадете в черные списки ГБ, перекроют все пути карьерного роста… Конечно, им двигала отеческая забота, мы не остались в обиде, а спустя время даже шутили: «Вот не сообразили, надо было заявить, что мы жертвы политических репрессий!» Кстати, у меня осталась подаренная американцами футболка с принтом сцен из их спектакля. Нам такое даже не снилось в то время! Она оказалась мне сильно велика и долги годы просто лежала на полке. Но только совсем недавно была распущена на тряпки: я ее все-таки стал носить, особенно на курортах Краснодарского края. Я занимался в ТЮЗе почти 10 лет – большой отрезок жизни, с 13 до окончания вуза. Получил прививку к жизни… Вы знаете, я даже отчасти удивлялся, что Селиванов дожил до 78 лет – он же все время был в состоянии стресса. В советское время одну пьесу было ставить нельзя, вторую поставили, переделывай… Отстаивал права театра у чиновников… А как сложно работать с амбициозным театральным коллективом! Селиванов часто повторял фразу: «В театре Семеро одного ждут!», потому что важен был каждый актер. 20 с лишним лет назад страшный инфаркт чуть не отправил Игоря Владимировича на тот свет… Но, кажется, он сумел перестроиться. Наши августовские встречи на даче забыть невозможно! Конечно, Селиванов был небесконфликтным человеком, но ему хватало силы и мудрости примиряться даже с теми, с кем он не общался десятилетиями. С какой отрадой я за этим наблюдал».

Инна ШАНИНА, актриса ТЮЗа «Ровесник», солистка КТЦ «Звездный», педагог допобразования: «В театре под руководством Игоря Владимировича я почти три десятилетия. С чистым сердцем могу сказать: все годы моей театральной жизни были счастливыми и яркими. Невозможно передать словами глубину и величину благодарности бессменному руководителю и учителю. Спасибо за то, что поверил в меня, любил и ругал, за роли, подаренные мне, и самое главное — в театре родилась моя семья. В 15 лет, в 1991-м, при поступлении в студию я познакомилась с будущим мужем – Максимом Шаниным, он уже был актером ТЮЗа, играл в спектаклях со своим папой — Валерием Николаевичем. Прошли годы, у нас с Максимом родились дети, теперь на сцене играют Валерий и Арсений. Рада, что первые напутственные слова в непростом актерском деле они услышали от Игоря Владимировича. Наша семья, как и многие тюзовцы, за то, чтобы театр носил его имя – человека, воспитавшего несколько театральных поколений и династий. Будем продолжать его дело. Бесконечное спасибо и вечная память!»

Антон ОЛЕЙНИКОВ, Заслуженный артист, знакомый нам по ролям в сериалах, актёра Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии: «Если бы не появился тогда, в моей жизни этот мир искусства под названием театр «Ровесник», то скорее всего, не было бы меня сейчас, как актёра и профессионала. То, что в те далёкие времена советского прошлого, появилась такая возможность, быть увлечённым сказочным миром театрального искусства, я целиком и полностью благодарен только этому человеку, Игорю Владимировичу Селиванову, который создал театр юного зрителя и больше того, студию где могли воспитываться и реализовываться ещё совсем молодые люди. Мы много ездили на гастроли по Курской области и в ближайшую Украину. Всё это очень нравилось. Мы были группой единомышленников, и театр заменял двор и всё вокруг. Игорь Владимирович был яркий лидер, и все старались ему подражать. Не было спектакля, на котором бы он не сидел в зале и не проигрывал весь спектакль за всех актёров. Это был человек, бесконечно влюблённый в профессию. Уверен, что все, кто прошёл школу театра «Ровесник» навсегда останутся благодарны Игорю Владимировичу.

Александр ДОБИН, продюсер, автожурналист, ведущий программ на канале «Авто плюс»: «Отлучение от театра за плохую дисциплину в школе по звонку директора Селиванову было самым ужасным наказанием. По сравнению с занятиями в театре меркло все остальное. Когда ты, ребенок, выходишь на сцену 50 спектаклей подряд и тебе несут цветы со слезами на глазах – ощущение непередаваемое. Он вытаскивал из каждого из нас лучшее. Ты мог репетировать, мучиться недели две подряд, а потом вдруг подходил Селиванов: «А ты вот так попробуй сыграть…» И все, ты пропал! Шел до дома потерянный, не мог заснуть с мыслью: «Ну как же, как так?!» На следующий день пробовал, и все вставало на места… Во время каждого представления Селиванов беззвучно проговаривал текст всех актеров, едва заметно шевеля губами. Огромное спасибо за то, что вы у нас были!»

Андрей ЗОЛОТУХИН, режиссер: «Я пришел в театр 10-летним ребенком. И мир этот стал любим мной благодаря Игорю Владимировичу. Первые шаги на сцену, первый спектакль, первые овации — он показал нам, каков настоящий честный театр. Великий мастер и прекрасный педагог, он любил учеников как родных детей. Я чувствовал эту любовь, и моя любовь к нему была искренней. Мои детство, взросление и становление прошли на его глазах, что дало верный курс в выборе профессии. Я пошел учиться именно туда, где получал знания мой учитель: в Щукинское училище на режиссерский курс, и мои педагоги вспоминали его добрым словом. Пришел с серьезным портфолио поставленных спектаклей. Туда не берут людей случайных… Это была светлая эпоха, положившая начало моему пути».

Людмила МУСАТОВА, актриса ТЮЗа, режиссер экспериментальной студии «Мой маленький театрик»: «В 9 лет я пришла в ТЮЗ зрителем. Селиванов сказал: «Такие Люси нам нужны» — и изменил мою жизнь. Он собрал вокруг себя удивительных людей, для которых ТЮЗ был не вторым, а первым домом. Мы пойдём дальше, не сомневайтесь. Нам есть что вспомнить. Есть что отдавать. Мы получили это в доме, который построил он, в «Ровеснике».

Роман СВЕШНИКОВ, директор молодежной биржи труда Курска, режиссер ТВ-программ: «Когда меня мама впервые привела в ТЮЗ в 14 лет, самое сильное впечатление оставил кабинет Игоря Владимировича – уставленный куклами, картинами, поделками. Для меня он стал некой резиденцией Деда Мороза, могучего волшебника, где с полок вот-вот сойдут и оживут игрушки… Если бы не ТЮЗ, на свет я бы не появился. В начале 70-х здесь познакомились мои родители. В 1975-м родился я. Безусловно, Игорь Владимирович был непростым человеком, но многие поколения ему очень благодарны. Хотя мне сначала не понравилось, бросил занятия. Но Селиванов был не просто руководителем, но и бдительным грозным отцом, хорошим психологом с уникальным режиссерским даром – чувствовать людей. Он меня вызвал, безжалостно отругал, приведя в пример отца, ведущего актера ТЮЗа. И тут же поставил в новогоднюю сказку «Веселые старты» на роль мальчика Паши, с которой мы поехали на гастроли во Льгов и Рыльск. Еду обратно с гастролей в автобусе и думаю: «Как я буду целых два дня до следующего спектакля без этих людей?!» Театр стал особой атмосферой, где мы интересно и с пользой проводили время – не на улице, предоставленные сами себе, а под «крылом» режиссера. Думаю, актерам теперь придется очень сложно без его глаз на спектаклях. Мы всегда искали в зрительном зале его взгляд – осуждающий ли, одобрительный…»

Уход со сцены. Занавес. Аплодисменты. В своей жизни Игорь Владимирович состоялся и сделал жизнь других осмысленной и наполненной. Теперь, похоронив Мастера, надо приложить максимум усилий, чтобы не похоронить дело всей его жизни. Театр, который на протяжении полувека вдохновлял, формировал и определял судьбы.

Оксана Саницкая, газета «Друг для друга» № 5 (1268) от 30 января 2019

Оригинал статьи: http://www.dddkursk.ru/number/1268/new/013777/